Скачать мобильную версию журнала «За Русский Народ»

Сложный путь самого узнаваемого человека в России

СМЕРТЬ СТАЛИНА

Далеко не всем моим современникам, особенно молодым и даже зрелым людям, станет понятно, почему многие из старшего поколения часто вспоминают о Сталине, почему нам так трудно привыкать к свободе капиталистического общества, к рыночным отношениям, в которых товаром является даже человеческое тело.

Мы жили в информационной среде, где имя Сталина было связано с ежегодным понижением цен, со всем тем, что связывалось у народа с «постепенным улучшением жизни». Он был как бы гарантией благополучного будущего. И вдруг вождя не стало... Страшно было оставаться без него. Распространялись слухи о том, что в страну вернутся пережитые невзгоды и несчастья, что снова начнется война, теперь уже с Америкой.

 

Я отчетливо помню все происходившее в марте 1953 года в день похорон Сталина: вся школа рыдала, заливаясь слезами. Плакали учителя и школьники, русские, казахи, украинцы... Были отменены занятия, выстроена траурная линейка от первоклассников до десятого класса.

Впрочем, вскоре началась героическая эпопея — подъем целинных и залежных земель, широко коснувшийся наших степных районов. И мы забыли о своих страхах и слезах.

ЭПОПЕЯ С ЦЕЛИНОЙ

Кое-кто сегодня называет развитие ударными темпами сельского хозяйства Казахстана ошибкой Хрущева, мол, надо было поднимать в первую очередь разоренный войной русские земли.

В этом есть зерно истины, поскольку уже с первых же лет освоения казахстанской целины нам стало жить намного лучше, даже притом что и при Хрущеве были совершенно неподъемные для колхозников налоги деньгами и натурой (сдачей молока, платой за содержание скота в личных хозяйствах и проч.). Никогда не забуду, как в село приезжали представители района для переписи имеющейся у населения живности. Многие пытались утаить скот от налогообложения.

 

В Казахстан стали прибывать «целинники» — лучшая молодежь СССР. И край расцвел. Началось масштабное строительство промышленных объектов. Жаль, что после развала страны большая часть построенного оказалась никому не нужна. Рабочих выгнали на улицу. Заводы закрыли. Эпопея с целиной завершилась крахом.

БЕГСТВО

А после этого краха наступило повальное бегство.

Из своих школьных учителей помню практически всех, конечно, больше всего любимых: преподаватель казахского языка Жанайдар Байдасович Хамзин, историк Клавдия Ивановна Ломакина, эвакуированная из Ленинграда, после войны вернулась в родной город.

Самым дорогим для меня человеком является Мария Денисовна Собко, учитель русского языка и литературы. Переписку с ней продолжаю до настоящего времени. В феврале 2009 года ей исполнилось 90 лет. Чтобы показать нынешнюю судьбу родного села Андреевка, где родился и окончил казахстанскую школу, приведу некоторые фрагменты нашей переписки. Моя учительница пишет о судьбе односельчан, которая постигла их после развала Союза.

 

ТРИ РОССИИ

Царская, советская и современная Россия для меня — единая страна. Причем не только с их победами, но и с бедами.

Вот, например, крепостное право. При царе крестьян освободили от крепостной зависимости. А потом в СССР практически вернули. В тяжелом положении пребывали колхозники. Даже после войны было трудно выезжать за пределы своих сел и деревень; их повзрослевшим детям не выдавали паспорта.

 

Мне с трудом удалось получить паспорт после окончания школы, чтобы уехать для поступления в вуз. Спасло то обстоятельство, что мне было семнадцать лет, и я еще не был поставлен военкоматом на учет.

После окончания учебы в средней школе мой выбор профессии определился одним — прочитанной в ранней молодости юридической литературой, которая стала невольным наследством погибшего в годы войны дяди Якова, прокурора района.

Томск был близок к Казахстану, поэтому я решил искать счастья в этом сибирском городе. Отец уговаривал поступать в Омский сельхозинститут, хотел видеть во мне агронома, продолжателя его хлеборобского труда. Когда я сказал отцу, что после юридической подготовки можно стать судьей или прокурором, как его родной брат Яков, у него не осталось аргументов для возражений.

 

Я тогда не представлял себе славу юридического факультета Томского университета. Уже студентом я узнал, что в 1898 году в Императорском томском университете был открыт юридический факультет — первый на территории от Урала до Тихого океана. Его открытию в Сибири предшествовало специальное постановление Государственного совета и указ императора Николая II.

Для меня, жителя степей, Томск стал местом, где я впервые увидел железнодорожный вокзал, белоснежное здание университета, многоэтажные дома, трамваи, молодежный город, в котором каждый четвертый житель — студент, где я нашел талантливых преподавателей.

Так для меня объединилась в одно целое история советской и царской России. Мы одна страна и один народ, что бы нам ни говорили любители перекраивать историю и территорию нашей Родины вроде Горбачева с Ельциным.

Еще больше острых и увлекательных статей на нашем канале в Яндекс.Дзен!

https://zen.yandex.ru/id/5c9e02b433e1f100b3a890ce